Человечность по требованию

Многие говорят о технологическом будущем, а как насчет психологического?
"Таковы мои принципы. И если они вам не нравятся - у меня есть другие". Автор неизвестен.
Большинство людей, которым за 35-40 лет, сейчас живут по экономической парадигме 1980-х, 1990-х годов и начала 21 века. Тогда все было достаточно прямолинейно и понятно. Социальный статус человека оценивался по его имуществу. Экономическая эффективность жизненных решений, впрочем, тоже. Знаменитые шаблоны "квартира, дача, машина, гараж" - они как раз оттуда, местная локализация "американской мечты". Если к 30 годам живешь с родителями - значит, не умеешь самостоятельно добиваться результатов в жизни. Живешь на съемной квартире? Проблемы или с деньгами, или с логикой. В 25 нет хоть какой-нибудь машины? Показатель явных проблем в целеполагании.

Люди, которые привыкли к таким шаблонам и методам оценки, в последние годы столкнулись с очень странным для них явлением - собственности по требованию. Новые, молодые поколения, не хотят ничем владеть. И для них имущество не является критерием успешности. Они социально мобильны - сегодня в Москве, завтра в Тайланде, через 4 месяца на Аляске. Им претят любые лишние обязательства. Они хотят быть свободными. В том числе и от собственности.

Экономика с радостью подстроилась под такие социальные изменения и предложила уже целый ряд решений. Автомобиль по требованию. Жилье по требованию. Техника и IT-продукты по требованию. Мало кому приходит в голову покупать коробочные версии программ, всех устраивает платить абонентскую плату за их использование, которую можно прекратить в любой момент. Многим уже не приходит в голову приобретать машину, а крупные автоконцерны, такие как Porsche (даже Porsche) уже предлагают программы "доступ к любому авто модельного ряда за 10 тысяч долларов в месяц". Даже дистрибьюторы электроники смекнули и внедрили маркетинговые ходы "телефон за 3300 в месяц, а через год поменяй на новый". Снова расцвели лизинговые компании - теперь купить машину в лизинг, а через 3 года избавиться от нее и поменять на новую кажется отличной идеей.
Владеть не модно, не выгодно, не умно. Не владей - пользуйся.

С точки зрения развития технологий, социальных и экономических процессов это вполне понятные изменения, они обоснованы и действительно в какой-то степени выгодны.

Но есть интересные исследования, которые показывают, что происходят еще более глубокие изменения в нашем восприятии. Если я использую по требованию машину, дом, смартфон - почему не могу воспользоваться продуктом "семья по требованию"? Друзья как сервис? Которые дают эмоциональную подпитку, когда она мне нужна, а когда начинают рассказывать о своих проблемах - я просто перестаю платить абонентскую плату.

Социальная мобильность, идеология свободы от обязательств сотрясает все основы той психологии поведения, которая внедрялась в сознание людей добрые 300 лет. Иметь принципы, иметь догмы, иметь убеждения, в конце концов. А как можно говорить о нерушимых принципах, когда физики уже чуть ли не каждый год признают, что то один, то другой фундаментальный закон больше не работают? Как можно говорить об убеждениях, когда технологии меняются каждый месяц? Как в таком мире хоть что-то может быть не по требованию? Как хоть что-то может не быть сервисом?

Хорошо это или плохо - вопрос сложный, чтобы его серьезно обсуждать, нужны данные, иначе все это будет пустословием.

Футурологи-любители часто прогнозируют сценарии развития нашего нового цифрового мира - прогнозируют киборгизацию, власть корпораций и невероятные чудеса медицины. Но меняются не только технологии - меняемся мы. Глубоко и необратимо. И вполне вероятен сценарий, когда мы по утрам будем выбирать не только машину, но и свои принципы, политические убеждения, верования, семью и окружение. Сейчас это звучит дико, да. Примерно также дико как эмансипация в 1890 году. Или отмена крепостного права в 1630.

Экономика подтягивает за собой социальную структуру общества, менталитет и психологию. Можно точно сказать только одно - будет интересно.


Алексей Добрусин
Made on
Tilda