Вопрос доверия. Цифра против жизни
Инновации рождаются там, где общество терпимо к отклонениям
«В обществе, терпимом к отклонениям, инновации процветают»
Алексей Добрусин
Стратегический маркетолог, основатель агенства "Гедокорп", коммерческий директор "YellowRockets"
5 марта в Москве прошел большой конгресс M-Health по вопросам разработок в мобильной и цифровой медицине. Там выступал с докладом и я.

Со сцены очень много говорилось о проблематике внедрения инноваций на рынок. В частности, затрагивались технологические барьеры, экономические барьеры, регулятивные барьеры. Все эти барьеры безусловно существуют, но на мой взгляд (и это относится не только к медицинскому рынку) главным является другой.

И это отсутствие доверия. Причем речь даже не о доверии к технологиям, а о глобальном недоверии к новым решениям в принципе. Мы с большим трудом воспринимаем новое, в первую очередь это тормозит инновации, а технологические барьеры решаются достаточно легко, не в них проблема.

Когда врач-рентгенолог говорит, что какое-то новое решение ему не нужно - зачем, какой смысл, есть старое, и оно работает, он привык, что оно работает, с точностью знает как оно работает, и менять его у него нет никакой мотивации или оснований. Такого врача можно понять - цена ошибки в медицине - человеческая жизнь. Поэтому медицинский рынок - один из самых консервативно развивающихся рынков в мире (хотя и там уже наметились определенные подвижки).

Но такое происходит не только на медицинском рынке и не только с медицинскими продуктами. Кризис доверия проявляется во многих сферах нашей жизни, от оплаты смарт-часами и смены поставщика канцтоваров до внедрения инновационной системы в компанию или участие в тестировании нового метода лечения.

Что уж говорить, к нетрадиционным методам ("бабушкиным", "проверенным временем") мы относимся с куда большим доверием. В любом новом лекарстве видится заговор фармацевтических корпораций. В новом изобретении - красивая бесполезная игрушка. В новой методике - шарлатанство с целью заработка легких денег.

Пожалуй, при таких фактах можно было бы даже сказать, что мы не очень верим в прогресс как таковой.

Откуда это недоверие? Это психологически заложенный в нас страх любых перемен? Почему тогда в кремниевой долине этого страха нет, и там инновации действительно цветут и пахнут, включая и медицинские? Это наш менталитет? В таком случае откуда он взялся и когда развился - ему точно не может быть больше нескольких сотен лет, потому что в 17-18 веках Российская империя была одной из самых инновационных стран в мире, мы тянулись к новому.

Возможно это отсутствие веры в стабильность? Зачем вкладываться в инновации, играть "вдолгую", если завтра можно потерять все?

Думаю, это сложный и дискуссионный вопрос, на который у каждого есть свое мнение. Я бы хотел сказать другое.

В одной книге по мировой экономике есть глава, описывающая механизм появления инноваций в обществе, механизм их внедрения, развития и встраивания в привычную среду. Там подробно описано, почему стартапы - самый высокомаржинальный продукт современной экономики, почему любая экономика, которая сейчас остается сырьевой или даже товарной - априори проигрывает системам, которые продают услуги (интеллектуальный капитал), технологии (технологический капитал). Но мое внимание привлекло одно простое рассуждение (подкрепленное рядом сравнительных исследований).

А рассуждение простое. Его можно выразить тезисом.

Общество, которое признает отклонения от нормы или в поведении - всегда генерирует больше инноваций и внедряет их быстрее. Общество, которое живет по догматам и признает минимальное количество отклонений - всегда генерирует меньше инноваций и внедряет их медленнее.

Очень простая и понятная мысль, но есть о чем поразмыслить. Централизованное, авторитарное общество, не принимающее разности позиций и мнений - никогда не сможет успевать за обществами, где этические ориентиры расширены, а восприятие разных мнений и само их наличие возведено в систему.

Именно с этого нужно начинать работу с инновациями. Не с миссии, не с идеи, не с новой технологии. Начинать нужно с работы с восприятием. Не важно, говорим мы про команду, отрасль, сообщество или целую нацию. До тех пор, пока мы будем иметь "нерушимые принципы", ориентироваться на догматы, смотреть в прошлое - мы будем отставать. И технологически, и экономически.

К счастью, уже есть те, кто смотрят в будущее. Будет крайне интересно посмотреть как эти визионеры изменят наше общество и к чему нас приведут.

Алексей Добрусин
Made on
Tilda