Цифровые поколения: чума, которой нет
То и дело в медиа-пространстве появляются пугающие прогнозы, тревожные истории о том, как наши дети перестают читать сколь-нибудь длинные тексты (книги, например), о том, что богатые дети учатся в школах, где запрещены гаджеты или о том как технологии делают из нас общество одиноких киборгов. Современные интернет-творцы делают об этом говорящие объекты творчества, различные движения "мамы против технологий" кричат об опасности, а политики предлагают ограничить доступ в интернет на основе паспорта или других критериев.

Как это часто бывает, проблема не то чтобы преувеличена - но рассматривается слишком однобоко. И, как это часто бывает, понять суть помогает история.

На самом деле, положа руку на сердце, происходящие сейчас изменения не уникальны. Это не первый раз в истории человечества, когда новые технологии ломают "самые основы общества". В свое время промышленная революция практически уничтожила общину. Существовавшую веками, прочную, соединяющую миллионы людей по всему миру в сильные локальные сообщества. Община традиционно была сильнее государства в ряде локальных вопросов, даже правители и короли не лезли в ее вотчину. И вот стремительная промышленная революция, которая требовала развитие городов, меняющая экономические устои, уничтожила ее практически подчистую. Причем достаточно быстро.

Вероятно в то время люди, видя как разваливается то, к чему они привыкли, тоже предсказывали грядущий апокалипсис и ругали промышленную революцию, на чем свет стоит.

Это один из примеров. Таких в истории было множество. Технологии часто ломали старые устои. Как правило, совсем не мягко, и очень быстро. Редко это кому-то нравилось, никто не любит жить в эпоху перемен. И всем кажется, что раньше было лучше, а мир катится в никуда.

Но практика показывает, что вряд ли это так. Технологии всегда меняют экономику, а за ней и социальную сферу. Всегда это происходит драматично, но пока еще никогда не приводило к катастрофическим последствиям.

Безусловно, технологии меняют каналы коммуникации и методы распространения и работы с информацией. Раньше книги писались как большие истории, в том числе из-за трудозатрат на их создание и распространение. Проще было изредка выпускать большие фолианты, нежели запускать печатный станок ради 5 страниц каждый день. Поэтому законченные сборники рассказов или большие формы доминировали на рынке печатной продукции. В лучшем случае "истории с продолжением" публиковались в периодической прессе. Сейчас, когда я могу создать произведение за вечер и в тот же вечер распространить его в интернете на очень широкую аудиторию, мое отношение меняется, большие формы становятся не так привлекательны как малые. Это в свою очередь рождает привыкание к малым формам аудитории, отсюда пресловутая "клиповость мышления".

Это не катастрофа. Это изменения. Прогресс меняет наше искусство. Наше отношение. Наши желания. Наше мышление. К лучшему ли? Где-то - однозначно да. Было ли раньше лучше? Смотря с какой точки зрения смотреть. Но ограждаться от прогресса, переезжать в Сибирь, не говорить детям до 12 лет, что такое смартфон - это совершенно точно не решение проблемы. Это не остановит прогресс и не улучшит атмосферу вокруг. Это всего лишь сделает детей менее подготовленными к жизни в современном цифровизированном обществе.

Я не утверждаю, что у цифровизации и прогресса нет негативных сторон. Их много, проблемы нужно решать, к ним нужно привлекать внимание, их нужно обсуждать. Но делать однозначные высказывания: "технологии уничтожили человечность", "смартфоны повышают уровень социальной изоляции", "доступ в интернет следует ограничить законодательно" (все цитаты взяты из реальной жизни) - это не конструктивно. Это только показывает очередной страх перед очередной волной изменений. А со страхом нужно встречаться лицом к лицу.

Или, вернее, уже экраном к экрану?


Алексей Добрусин
Made on
Tilda