Алексей Добрусин

Маркетинговый консультант

Глокализация — что делать, если ты не хочешь бежать

«Какой смысл начинать бизнес, если ты не собираешься бежать и у тебя нет амбиций».
Такую фразу, дословно, я услышал от одного из основателей компании на государственном акселераторе Astana Hub 4.0 в Казахстане. И это не просто фраза — ее смело можно делать девизом наших дней, в бизнесе, в карьере, в жизни.

Термин «бежать» — уже фактически общепринятый в венчурной экономике и в сфере технологического предпринимательства, он означает «быстро развиваться, масштабироваться, расти, работать в высоком темпе». Если компания не «бежит» — она не получит очередной раунд инвестиций, к ней потеряют интерес менторы и инфраструктура поддержки, демотивируется команда.

Почему бежать так важно? Есть строго экономическое обоснование. Во-первых, в венчуре, когда все — и основатель, и инвестор, — хотят построить технологическую компанию, важно, чтобы ее рыночная стоимость росла очень быстро. Фактически показывала хороший мультипликатор за год. Иначе с экономической точки зрения в таком бизнесе нет смысла.

Во-вторых, сейчас практически все отрасли, все глобальные рынки заполняются или уже заполнены крупными или быстро растущими компаниями. Самый яркий пример — агрегаторы или маркетплейсы. Сейчас только наивный и смелый владелец небольшого отеля будет заниматься самостоятельным продвижением своего сайта и привлечением клиентов — это время ушло. Ему достаточно интегрироваться в структуру одного из крупных агрегаторов поиска гостиниц, и заниматься маркетингом с помощью внутренних инструментов маркетплейса. Онлайн-магазины классического образца уступают большим игрокам вроде Алиэкспресса (который теперь еще и официально приходит в Россию в союзе с Mail.ru Group и Мегафоном). У агрегаторов больше экономия на масштабе, больше ресурсов, больше возможностей. Поэтому мелкие игроки либо интегрируются в их экосистему (как мы видим это с Яндекс.Маркетом, с VK.com), либо умирают.

Фактически сейчас мы видим установление следующей экономической парадигмы: быть мелким невыгодно, быть медленным нерентабельно. Либо показывай серьезные темпы экономического роста и масштабируйся, либо постепенно испытывай мягкое поглощение крупными игроками.

Если раньше мы искали в поисковых системах онлайн-магазины, сейчас верхние строки выдачи фактически целиком заняли агрегаторы онлайн-магазинов. И уже появляются агрегаторы агрегаторов.

Что же делать маленьким, не масштабирующимся, не технологическим компаниям? Все ли должны перестраиваться в стартапы и бежать? Не обязательно.

В размере часто кроется и преимущество. С точки зрения экономики глобализация увеличивает подвижность финансовых потоков, прибыль и темпы роста. Но без небольших бизнесов эта подвижность невозможна - нечем будет "смазывать" огромные шестерни финансовых рынков и конкурентной среды. Часто бывает, что у небольших бизнесов выше запланированная маржинальность одной сделки - потому что у них мало сделок, они просто не могут себе позволить сидеть на обороте и работать дешево. Часто бывает, что у небольших бизнесов выше глубина проникновения на рынки и в проблемы клиентов - большим корпорациям это не интересно, им интересна стандартизация с допустимыми потерями, а «малыши» могут идти до конца. Часто у малого бизнеса выше качество сервиса, потому что они вынуждены обеспечивать индивидуальный подход по-настоящему.

Говорят, что у больших компаний есть сила, а у маленьких — душа. Я бы не стал делать такие однозначные суждения, но факты пока говорят о том, что даже если вы — небольшая юридическая фирма или почти ремесленное производство без амбиций стать глобальной компанией — вам есть место на рынке. Более того, вы едва ли ни самая важная часть этого рынка, вы — «гвоздик», вокруг которого вращаются экономические гиганты. Гвоздик малозаметный, но критичный.
Made on
Tilda